КОЛОКОЛЬЧИК
     
      Тоненько, как застежка-молния, пискнула под рукой травинка. Что-то срочно отстучал на пишущей машинке кузнечик...
      Я лежу в траве недалеко от старой, полуразрушенной церквушки села Рахино. Так совпало: совместились дальняя церковь и стоящий перед моим лицом колокольчик. Я чуть подвинул голову - и он точно наложился на арку пустой звонницы, чуть покачиваясь, загадочный, как все живое...
      Как звали колокольчик до изобретения колокола? Кто кому дал название- цветок колоколу или наоборот?Заимствовали мастера форму растения,или человек и природа независимо пришли к одному?
      Еще не было слова "бионика", но человек творил, подражая природе. Больше некому. Искусство- детство науки.Не зная законов физики и акустики,старые умельцы путем проб и ошибок нашли совершенную форму колокола,с идеальными соотношениями высоты,веса,толщины стенок,состава металла,красоты.Сообразно с функцией предмета.И все на глаз,на ухо,чутьем - маленькие колокольчики в четверть фунта и огромные,в двести тонн,произведения искусства.
      Искусство там, где интуиция. Интуитивный расчет. Теперь оптимальную модель колокола любого звучания выдаст компьютер за несколько минут. И его отольют за несколько часов. Но это наука.
      Искусство там, где нет науки, она будет потом.
      И художники кистью, струной, метафорой находили закономерности гармонии, пропорций тел, звуков, выводили словесные формулы, теоремы духовного мира, психики, нравственного поведения.
      Потом ученые путем вычислений пришли к томе же. И акустики и конструкторы удивились скрипкам Страдивари и колоколам Моторина, психиатры и психологи - пьесам Шекспира и романам Достоевского, а математики и физики отметили, что метафоры их открытий уже содержались в музыке, живописи, поэзии.