КОЛОКОЛЬЧИК
Тоненько, как застежка-молния, пискнула под рукой
травинка. Что-то срочно отстучал на пишущей машинке кузнечик...
Я лежу в траве недалеко от старой, полуразрушенной
церквушки села Рахино. Так совпало: совместились дальняя церковь и стоящий перед
моим лицом колокольчик. Я чуть подвинул голову - и он точно наложился на арку
пустой звонницы, чуть покачиваясь, загадочный, как все живое...
Как звали колокольчик до изобретения колокола? Кто
кому дал название- цветок колоколу или наоборот?Заимствовали мастера форму
растения,или человек и природа независимо пришли к одному?
Еще не было слова "бионика", но человек творил,
подражая природе. Больше некому. Искусство- детство науки.Не зная законов физики
и акустики,старые умельцы путем проб и ошибок нашли совершенную форму колокола,с
идеальными соотношениями высоты,веса,толщины стенок,состава
металла,красоты.Сообразно с функцией предмета.И все на глаз,на ухо,чутьем -
маленькие колокольчики в четверть фунта и огромные,в двести тонн,произведения
искусства.
Искусство там, где интуиция. Интуитивный расчет.
Теперь оптимальную модель колокола любого звучания выдаст компьютер за несколько
минут. И его отольют за несколько часов. Но это наука.
Искусство там, где нет науки, она будет потом.
И художники кистью, струной, метафорой находили
закономерности гармонии, пропорций тел, звуков, выводили словесные формулы,
теоремы духовного мира, психики, нравственного поведения.
Потом ученые путем вычислений пришли к томе же. И
акустики и конструкторы удивились скрипкам Страдивари и колоколам Моторина,
психиатры и психологи - пьесам Шекспира и романам Достоевского, а математики и
физики отметили, что метафоры их открытий уже содержались в музыке, живописи,
поэзии.